Когда люди решили, что будут устраивать совместное чтение Псалтири, то возникает следующий вопрос. Читать просто так без поминовения или же читать с поминовением? И если поминовением, то кого? И также еще часто возникает вопрос - о здравии или же еще упокоении?
Вообще, конечно, целесообразно поминать друг друга. Это очень важно, так как позволяют установить единомыслие и наладить работу в команде. Это сближает людей, делает их более близкими, чем раньше, идет очень большая взаимопомощь. Но часто бывает такая ошибка, когда поминают большие списки. Т.е. что происходит? Иногда решают, что пусть каждый человек предложит, например, 10 имен о здравии, 10 имен о упокоении. И так с каждого человека. И в результате получается 200 имен о здравии и упокоении, которые нужно помянуть на своем выбранном объеме. Конечно, это чересчур. Это каким же надо быть молитвенником, чтобы качественно поминать такой объем?! Конечно, можно подумать, что в Церкви поминают и больше имен. Да, поминают. Но Церковь - это ограда, там есть уже определенная защищенность. Келейное чтение - совсем другое. Например, прп. Силуан Афонский особенно подчеркивал такую мысль, что молиться за других людей - это кровь проливать. И действительно, если человек молится по-настоящему, то за одно имя бывает очень сильная брань, когда касается дело наших близких. А если человек в списке малознакомый, а таких может быть много, мы же не знаем, какое у него духовное устроение... Хорошо если человек регулярно молится, знает не по наслыше, что такое исповедался, причащался. А если нет? А если нет, то может быть очень большая брань, и просто бывает так, что люди не до конца понимают это. Касательно этого вопроса я советовался с одним священником где-то около года назад, и он сказал, что чтобы поминать кого-то еще, помимо своих близких, надо иметь очень большую духовную крепость. И посоветовал, что 10 имен в общем случае - это уже и так много. Если идет совместное чтение, то можно расширить до 20, чтобы набралось необходимое количество и чтение состоялось, но не больше.
Иначе могут быть очень большие искушения и просто сломиться.
А что же часто происходит? Я лично видел, что на некоторых форумах в том числе в Интернете организовывалось совместное чтение Псалтири, когда было много поминаемых имен. Притом такое чтение иногда проходит не только в Великий Пост, но и в обыденное время. Казалось, внешне всё успешно… Но если почитать комментарии, то там иногда появлялись такого рода сообщения, что я пропустила/а или я прекращаю чтение. Также я пообщался с некоторыми в личных сообщениях и узнал, что, оказывается, многие пропускают дни и читают нерегулярно. Т.е. четкого чтения не получилось. И, кажется, что единственные причины – лень или нехватка времени. Но это если взглянуть поверхностно. Если же на самом деле разобраться, то причина такого неполноценного чтения – именно чрезмерное количество имен. Казалось бы, ведь это так очевидно, но, к сожалению, многие недопонимают этого.
В связи с этим при совместном чтении целесообразно начинать с минимальным объемом поминовения. Если это только участники, и молитвы – только о здравии, то и этот первый шаг – уже хорошо! Главное – не надорваться. А если потом дело пойдет, то список можно будет немного расширить и добавить также имена и о упокоении. Но начинать надо постепенно!
В то же время некоторые возможно скажут, что читают большой список и о здравии и о упокоении и получается легко. Из своего собственного опыта скажу, что даже немного имен, если молиться качественно, это уже огромная нагрузка! И справиться хотя бы с этим. Я часто вспоминаю прп. Амфилохия Почаевского, как ему мстили за его молитвы. Те, которые были вдали от Бога и за которых он молился, иногда даже специально приезжали к нему, не пожалев силы, чтобы разыскать его и затем сделать покушение. Но Божья благодать хранила его. Поэтому, если молиться за незнакомых людей, надо быть очень осторожным.
Лучше начать с немногого, но зато, чтобы всё пошло нормально и дальше укрепилось, чем необдуманно возложить на себя сверхбольшие подвиги, обязательства, а затем надорваться и не исполнить их. Здесь очень важно рассуждение:
Без рассуждения не делай ничего (Сир. 32, 31)
Церковные требы в православных храмах Иерусалима