Святые
Мастера Сурат Шабд Йоги утверждают, что достижение душой Всевышнего и Его
Обители, процесс, который протекает не абстрактно в человеческом сердце или
разуме, а натурально, путём подъёма сознания над телом, пересечением душой
множества промежуточных миров, вплоть до Обители Отца. Это процесс
осуществляется при жизни человека и в сопровождении Компетентного Внутреннего
Проводника, который является Световой Формой, ныне живущего Мастера. Это
вкратце. Многие же религиозные системы или же системы йоги, предлагают
несколько иную методологию, настаивая на том, что надо просто жить праведно и
во время смерти душа сама восхитится в Небесную Обитель, пройдя мытарства и
что-то подобное. Кто-то же занимается развитием «контакта» с Богом на платформе
лишь разума и сердца, так же избегая «смерти при жизни».
«Вайшнавско-кришнаитская»
методология Бхакти Йоги, как раз постулирует именно такой подход. Она не
отрицает возможность подъёма души над телом и выход на более высокие планы, но
категорически не занимается этим, считая подобные практики уделом «не очень
просвещённых» «аштанга йогов». В замен же она предлагает, всю жизнь развивать
бхакти , бхаву и проходить все эти процессы внутри себя, а потом во
время
смерти сосредоточиться в области Аджна Чакры на форме Вишну и якобы тем самым,
душа легко переселится на системы Вайкунтхи или даже Голоку. Подобное понимание
отражено в книге Шрилы Прабхупады «Лёгкое путешествие на другие планеты».
С
точки зрения Мастеров Сант Мат, такой подход правилен лишь частично. В чём наши
возражения? Для того, чтобы уметь во время смерти сосредотачиваться в Аджна
Чакре, нужно уметь входить в этот Фокальный Центр, отводя сенсорные токи от
тела. Это не простой навык и ему следует обучаться ещё при жизни, так как если
при процессе умирания будет сильная боль или иные отвлекающие факторы, внимание
умирающего человека будет где угодно, только не в Аджна Чакре и результат будет
соответствующий. Второй момент заключается в том, что для того, чтобы сосредоточиться
на «форме Вишну» во время смерти, подобную Световую Форму божества надо увидеть
непосредственно, но не визуализировать. Визуализационная форма соткана из
ментальный токов и не является живой и пленительной для внимания, к тому же,
визуализационные формы не стабильны и не очень чёткие. Умирающий должен много
лет учиться такой визуализации, чтобы у него хоть что-то получилось, но
повторюсь, результат будет не надёжным и куда пойдёт душа такого «преданного»
совершенно не известно. Во время смерти надо получить Даршан в Аджна Чакре
подлинной Световой Формы Божества или Гуру и только такой Даршан помогает. И не
стоит забывать, что силы Майи тоже могут являться в видениях. Компетентный Гуру
должен научить, как различать и проверять видения и сущностей, от Бога ли они… иначе можно пойти в ад, думая, что ты летишь
на Голоку.
Я
приведу здесь небольшой анализ книги «Лёгкое путешествие на другие планеты»,
где покажу на конкретных отрывках, что частично понимание у того же Прабхупады
есть, но в целом, учения и методология Бхакти Йоги игнорирует важнейший аспект,
который заключается в науке «умирания при жизни» посредством подъёма души над
сознанием тела.
«В
"Бхагавад-гите" говорится, что тот, кто, покидая тело, в момент
смерти сосредоточит ум на форме Личности Бога, Шри Кришне, сразу войдет в
духовное бытие антиматериального мира. Это значит, что каждый, кто, соблюдая предписанные
правила преданного служения, научился отвлекать свой ум от материи и
сосредоточивать его на духовной форме Бога, несомненно, легко достигнет находящегося
в антиматериальном небе царства Бога».
Этот отрывок надо правильно понимать. Форма должна быть не на
визуализированной, а подлинной, явленной. Йог должен уметь входить в Фокальный
Центр и получать Даршан Световой Формы. Её надо знать как проверять на
подлинность. Это важнейший момент, так как Майа может принять абсолютно любую
форму, скопировав внешний вид любого божества, святого или гуру. Отвлекать надо
не просто свой ум от материи, а отвлекать внимание/сенсорные токи от самого
тела и вот этот процесс далеко не так лёгок, как принято думать. Этому надо
учиться ещё при жизни, потратив на такую подготовку много-много лет. Человек
же, не имеющий навыка по отвлечению сенсорных токов от тела, испытывает агонию
и боль, от того, что посланники «бога Смерти», ямадуты, силком тянут душу из
тела.
Сенсорные токи привыкли быть крепко спаянными с телом и ощущение «отдирания»
вызывает агонию у умирающего, причём, чем грешнее был человек, чем
материалистичнее, тем ему тяжелее. Во время это боли, надо ещё уметь правильно
направлять внимание, иначе результат будет негативным.
«О чем человек
думает в момент смерти, того и достигает, после того как покинет тело».
Умирающий человек, как правило, испытывает смятение и агонию.
Если у него при жизни не было опыта «умирания» через медитацию, если для него
религиозность была не живым фактом его существования, а ментальной концепцией
или же просто эмоциональной практикой, во время смерти такой верующий осознаёт
иллюзорность всего этого и, в смятении, не знает на чём же подлинном
сосредоточить своё внимание. Он растерян. Если же он видел Световую Форму, если
он имеет навык отведения внимания от тела, если он умеет входить в Фокальный
Центр, если перед смертью ему явилась Световая Форма Мастера, вот только тогда,
он легко может покинуть тело и отправиться к Небесам.
«Система
аштанга-йоги тоже материальна, поскольку учит управлять потоками воздуха, заключенного
внутри материального тела. Духовная искра (душа) плавает внутри тела в потоках
этого воздуха, а вдох и выдох - колебания этого воздуха, поддерживающего душу.
Так что система йоги - материальное искусство управления этим воздухом путем
перемещения его от живота к пупку, от грудной клетки к ключицам, а оттуда - к
глазным яблокам, затем к мозжечку и наконец к любой планете по своему выбору».
Прабхупада знает об «аштанга-йоге», но ничего не знает о Сурат
Шабд Йоге. Он правильно объясняет, что опираясь на прану, аштанга-йог переходя
от нижних центров к высшим, в итоге, трансцедентирует тело. Но подъём на
пранических токах очень сложен, плюс те регионы, которые можно достичь на пране
– не высоки. Аштанга Йог не может идти выше Сахасрар Чакры и Саханс-дел-Канвал,
Города Тысячелепесткового Лотоса. Сурат Шабд Йога не трогает пранические токи,
она работает с тонкими сенсорными токами, которые распространяет душа из Аджна
Чакры вниз по телу. Сант собирает эти токи в Фокальном Центре, соединяет их с
Восходящим Свето-Звуковым Потоком и взмывает вверх, ведомый Световой Формой
своего Гурудева. Проблема в том, что «аштанга йоги» хоть куда то вверх
стремятся, хоть на пране стараются подняться над телом, а бхакты вайшнавы этого
не делают, веря, что во время смерти они вспомнят форму Вишну и всё у них будет
хорошо. Как я писал выше, это сомнительно по множеству причин.
«В
"Шримад-Бхагаватам" также описывается, каким образом йог путешествует
на разные планеты вселенной. Когда жизненная сила поднята к мозжечку, не
исключена опасность, что она вырвется через глаза, нос, уши или рот, поскольку
все это находится в пределах так называемой седьмой орбиты жизненной силы. Но
полностью задерживая дыхание, йог способен перекрыть эти выходы. Затем он
фиксирует жизненную силу в среднем положении - между бровей и только тогда
может думать о планете, на которую хочет попасть после того, как покинет тело.
Теперь он может решать, отправиться ли ему в обитель Кришны, расположенную на
трансцендентных Ваикунтхах, откуда ему уже не понадобится возвращаться в
материальный мир, или совершить путешествие на высшие планеты материальной
вселенной. Совершенный йог волен выбирать между тем и другим. Совершенному
йогу, освоившему метод, позволяющий оставлять свое тело в совершенном сознании,
так же просто перенестись с одной планеты на другую, как обыкновенному человеку
прогуляться до гастронома».
То есть получается, что даже в Шримад Бхагватам есть описание
подлинной методологии подъёма души и
возвращения её на Небесную Родину, но современные вайшнавы не практикуют это,
считая, что на Вайкунтху или Голоку они отправятся легко и просто после смерти.
Вайшнавам надо читать их первоисточники и серьёзно задуматься над тем, во что
они верят. Учат ли их «умирать при жизни», отводить токи ощущений от тела,
различать видения и формы божеств в медитации, входить в центр между бровей и
подниматься вверх? Простой прогресс в бхавах и преданном служении не даёт
этого. Был ли способен Прабхупада при жизни, по своему желанию взмывать вверх,
как Гаруда, на системы Вайкунтхи или Голоку? Мастера Сант Мат взмывают на Сач Кханд
и иные планы по множеству раз на дню, в мгновение ока, как говорил Сант Кирпал
Сингх. В этом подлинное духовное мастерство и квалификация.
«В критический
момент смерти, сконцентрировав жизненную силу между бровей, человек может
решить, куда ему отправиться. Если он не намерен поддерживать никаких связей с
материальным миром, то может за долю секунды достичь трансцендентной планеты
Ваикунтхи и появиться там в своем полностью духовном теле, соответствующем ее
духовной атмосфере. Ему надо просто захотеть расстаться с тонкими и грубыми
формами материального мира, а затем поднять жизненную силу в верхнюю часть
головы и покинуть тело через отверстие в черепе, которое называется брахма-рандхрой.
Таково высшее совершенство практики йоги».
Сложность этого процесса, я уже описывал выше. Но суть его
отражена, верно. Учат ли этому современные последователи Прабхупады?. Умел ли
это сам Прабхупада? Прабхупада хотя бы писал об этом. В современном вайшнаизме этот
фундаментальный момент игнорируется полностью. Людей учат «ведической
психологии» успеха в мирской жизни, но не искусству «смерти при жизни».
«Разумеется,
человеку дана свобода выбора, так что, если он не стремится к освобождению из
материального мира, то может наслаждаться жизнью брахма-пады (занимая пост
Брахмы) и посетить Сиддхалоку - планеты, населенные существами, обладающими
материальными совершенствами: способными управлять силой гравитации,
пространством, временем и т.д. Для того чтобы попасть на эти высшие планеты
материальной вселенной, нет необходимости расставаться с умом и разумом (тонкой
материей), достаточно покинуть грубое материальное тело».
Это верно, посещение этих планов осуществляется в тонком теле.
«Тот, кто хочет
достичь высших материальных планет, может сохранить свое тонкое одеяние - ум,
разум и ложное эго, но с грубым телом, состоящим из земли, воды, огня и т.д.,
ему придется расстаться. Отправляясь же на трансцендентную планету, необходимо
сменить и грубое, и тонкое тело, потому что духовного неба можно достичь только
в духовном теле».
Это очень важный момент. В Сант Мат Мастера говорят, что за
грубым и тонким телом, лежит тело причинное. А ещё есть и сверх-причинное тело,
наша же Атма/Душа лежит за пределами этих оболочек. Прабхупада прямо говорит,
что причинное тело, эта тонкая оболочка души, есть для них сама душа и их «небесные миры» Вайкунтхи и Голоки
находятся на Причинном Плане Брахманда, то есть на Третьем Плане, о чём так же
в «Венце Жизни» писал Сант Кирпал Сингх. Прабхупада подтверждает слова Мастера
о Вайкунтхе как сфере Брахманда.
Далее в книге Прабхупада перечисляет 20
пунктов того, что должен делать ученик, чтобы «переместиться на духовное небо»,
но он описывает известную методологию Бхакти Йоги по гаудия-вайшнавизму, в
котором опять же нет ни слова о том, как «умирать при жизни». Он описывает
развитие и достижение уровня духовных переживания для ума и сердца, полное
погружение в бхаву:
«Полное
погружение в бхаву (любовь к Богу) позволяет перенестись на духовное небо сразу
же после оставления временного материального жилища. Фактически, развив в себе
совершенную любовь к Богу, преданный уже достигает духовного уровня, даже
находясь в грубом материальном теле».
Неверность этой установки я уже описывал выше. По сути, в
вайшнавов вселяют ложную убеждённость и они, упускают главное. Если в Шримад
Бхагватам есть упоминание о процессе «смерти при жизни», то современным
кришнаитам внедряют идею, что развив бхаву - сильные сентиментальные чувства к
Кришне, они с лёгкостью войдут в Фокальный Центр, увидят Кришну, смогут
отличить его форму от лживых форм, с лёгкостью оттянут жизненные токи от тела и
всё якобы у них будет удачно. Легко и
хорошо. Но это обман. Так же как убеждённость в том, что совершенная бхава
может как-то заменить умение подлинно восхищаться душой в Духовный Мир из тела
по своему желанию, чем и должны отличаться Садгуру.
"Великие
мудрецы, знатоки Вед, произносящие омкару и ведущие отреченный образ жизни, войдут
в Брахман. Стремясь к этому совершенству, человек дает обет безбрачия. Теперь Я
опишу тебе путь, ведущий к освобождению. Находиться в йоге значит отказаться от
привязанности к любой чувственной деятельности. Закрыв все двери чувств,
сосредоточив ум на сердце, а жизненный воздух - в верхней части головы, человек
погружается в йогу" (Б.-г. 8.11-12). В системе йоги этот процесс носит
название пратйахары, это специальный термин, который означает "противоположное".
Сейчас наши глаза прикованы к внешней красоте, но нужно отвлечь их от
наслаждения этой красотой и сосредоточить на красоте внутренней. Это и есть
пратйахара. Подобно этому следует сосредоточить внутренний слух на звуке
омкары, идущем изнутри».
Всё это пишет Прабхупада. Да, в Бхагавад Гите есть частично
истинное учение о правильном освобождении души, не смотря на то, что послание
Гиты в целом идёт от Кааля. В одном месте
Кааль/Кришна говорит, о Ином, который надо всеми и которого надо достичь через
правильный процесс Йоги, в другом же месте он всё сводит к «центрации» на себе,
как на конечной цели. Но удивительно то, что Прабхупада пишет о том, что Омкару
(второе имя) надо не только повторять, НО И СЛЫШАТЬ ИДУЩИМ ИЗНУТРИ.
Это
абсолютно верно, но кто из вайшнавов сейчас на практике учит такому или реализовал
подобное? Даже если каким-то чудом и найдётся такой «гуру-вайшнав», надо
понимать, что Звук Ом/Омкара -это лишь Третий, Причинный план. Да, индуизм стремится к этому, сам Прабхупада говорит,
что душа – это причинное тело и их Голока на Причинном Плане, но это не есть
Высший План. Сант Кирпал Сингх говорил, что любой мистик без должного
руководства стремится принять промежуточный внутренний план за Царство
Абсолюта.
"Утвердившись
в йоге и произнося священный звук ом, высшее сочетание букв, человек, который,
покидая тело, думает о Верховной Личности Бога, несомненно попадет на духовные
планеты" (Б.-г. 8.13). Как указано, нужно прекратить всю внешнюю
деятельность чувств и сосредоточить ум на вишну-мурти, форме Господа Вишну. В
этом заключается совершенство йоги. Наш ум очень беспокоен, поэтому необходимо
сосредоточить его на сердце. Когда ум удерживается в сердце, а жизненный воздух
перемещен в верхнюю часть головы, человек может достичь совершенства в йоге».
В этом важном отрывке ясно проявляется тот момент, что
Прабхупада не понимал этого тонкого процесса, так как он даёт противоречивые
объяснения и рекомендации. Невозможно сосредоточить ум на сердце, то есть
анахата чакре, и переместить жизненную силу вверх, в голову. Если проделать то,
что рекомендует Прабхупада, то получится, что сенсорные токи перейдут в область
анахат чакры, но не как не в верх. Как говорят Мастера Сант Мат, мало кто из
мистиков понимает, что когда речь идёт о «хридайам», сердце – имеется ввиду
Фокальный Центр Души, между бровей, истинная сердцевина нашего существа в теле,
где пребывает атма и сознание. Где вы ощущаете себя, разве не в голове? Или же
в сердце или животе? Конечно голова есть средоточие нашего сознания и души, но
не анахат чакра. Анахат Чакра есть эмоциональный центр, более низкий и
подчинённый главному центру управления души в Аджна Чакре.
«Духовная душа
- крохотная частица, заключенная в теле, и мы не можем увидеть ее. Человек
занимается йогой, чтобы суметь поднять ее в верхнюю часть головы. Йог
практикует этот метод на протяжении своей жизни, достигая совершенства тогда,
когда ему удается поднять ее в верхнюю часть головы, а затем вырваться из тела.
После этого он может перенестись на любую из высших планет по своему выбору.
Таков совершенный йог».
А почему не таков совершенный вайшнав? Понятно, что он опять
говорит об «аштанга-йогах», но не смотря на веру в процесс Бхакти Йоги, он не гарантирует
переноса сознания в Духовный Мир, я уже писал об этом. В итоге, с одной стороны
они соглашаются с практикой йоги по подъему души над телом. С другой стороны они осуждают этот процесс
как не ведущий к Духовному Миру, а только лишь к промежуточным мирам, а сами же
верят, что простой процесс внешней культовой бхакти и процесс развития бхавы,
просто так и без усилий, их переместит на Вайкунтху. Это большое заблуждение. К
этому нужно готовится за ранее, чтобы уметь слушать внутренний звук, знать
правильный Шабд, уметь видеть подлинную Световую Форму и уметь оттягивать
сенсорные токи от тела, входя в Центр Души.
Практикуйте Сурат Шабд Йогу!