PickPickPick Понедельник, 20.01.2025, 13:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Апрель » 29 » Выбуты илья с житием. Псковск
20:30

Выбуты илья с житием. Псковск





Псковская школа иконописи

ИЛЬЯ ПРОРОК В ПУСТЫНЕ С ЖИТИЕМ И ДЕИСУСОМ. Вторая половина XIII в. 141X111

Икона происходит из церкви Ильи Пророка в селе Выбуты под Псковом.

На верхнем поле семифигурный Деисус —Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. На боковых и нижнем полях — клейма со сценами жития Ильи.

Состав сцен в боковых клеймах (слева направо и сверху вниз): 1. Явление ангела спящему Саваху. 2. Савах, отец Ильи, рассказывает двум священникам иерусалимским о чудесном рождении сына. 3. Илья просит Бога наказать израильтян-идолопоклонников засухой. 4. Встреча со вдовицей Сарептской. 5. Трапеза в доме вдовицы. 6. Воскрешение сына вдовицы. 7. Авдий, слуга царя Ахава, сообщает Илье о призвании к царю. 8. Илья обличает царя Ахава.

Состав сцен в сохранившихся фрагментарно клеймах нижнего ряда (слева направо): Жертвоприношение языческих жрецов и Ильи: Илья, закалывающий мечом пророков Валовых; Илья с учеником Елисеем переходит реку Иордан. Предполагается, что в последнем клейме было представлено «Огненное восхождение пророка Ильи».

На Руси культ пророка Ильи (пришедший из Византии, где был широко распространен), соединившись с дохристианскими славянскими верованиями, приобрел ярко выраженный народный характер. В частности, святому приписывалась власть над стихиями — ветром, громом, молнией, и, таким образом, Илья пророк ассоциировался с языческим Перуном-громовержцем. Илья принадлежит к числу святых, наиболее популярных на Руси, особенно в Новгороде, на Севере и, несомненно, в Пскове. Его изображение на протяжении веков неоднократно встречается в иконах среди избранных святых (в композициях, расположенных в деисусном порядке) и в иконах за сюжет «Огненное восхождение пророка Ильи», в произведениях ювелирного искусства (цата XVI в. с резным Деисусом, в состав которого включен Илья, в Псковском музее).

В среднике редкая композиция, показывающая Илью, который прислушивается к Божественному гласу: «Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы перед Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (Третья Книга Царств, XIX, 11, 12).

На верхнем поле иконы помещен Деисус (от греч. деисис — моление) — композиция, воплощающая идею заступничества: обращенные к Христу Богоматерь, Иоанн Предтеча,архангелы Михаил и Гавриил, святые выступают посредниками между Богом и людьми, молят Христа о прощении грехов человеческих.

Оглавные, оплечные, поясные и в рост Деисусы в памятниках XI—XIII вв. имеют минимальное количество фигур —три, пять, семь; в русском искусстве до XIV в. не было типа – в рост.

Включение в композицию иконы Деисуса или яруса избранных святых восходит к византийской традиции и особенно часто встречается на иконах Пскова и Новгорода.

Семифигурный Деисус на рассматриваемой иконе - один из древнейших в русском искусстве. Наиболее близкая аналогия — фреска Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде (1144), которая является самой ранней из сохранившихся семифигурных композиций Деисуса на Pуси.

Публикуемая икона — также древнейший из известных русских памятников, где представлена житийная композиция. Стиль иконы — архаический, сложный в своих истоках. В среднике прослеживаются черты романского искусства, что приближает икону к памятникам живописи XIII — первой половины XIV в. новгородского происхождения.

Некоторые клейма(например, «Жертвоприношение Ильи») находят аналогии в наиболее архаичной части росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря в Пскове (1313), создатели которой ориентировались на памятники византийской провинции на Балканах.

Икона является самой значительной из дошедших до нас ранних псковских икон. Композиционная изобретательность, живописная цельность (многоцветие, объединенное одним, в данном случае серебристым, тоном), душевные интонации в трактовке образа, своего рода психологизм — черты, которые станут определяющими в сложении псковской школы живописи.



Источник: culture.pskov.ru
Просмотров: 5029 | Добавил: gusbrience | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz