Как известно, император Александр I считался в Европе одним из самых просвещённых и либеральных монархов. Кроме того, он объездил не только большую часть европейских стран, но и много где бывал в пределах своей империи. Посещал Александр I и Карелию (на тот момент – Олонецкая губерния).
В 1819 году у императора возникла идея посетить Великое Княжество Финляндское и проверить, как претворилась в жизнь его идея. Из Петербурга Александр со своей многочисленной свитой выехал 23 июля (старый стиль) 1819 года в Архангельск, 9 августа, проехав по Сердобольскому тракту и через город Олонец (бывший до середины XVII века административным центром карельской территории), император вступил в пределы Великого Княжества. Отметим, что часть нынешней территории Карелии, а именно, Приладожье, входила в тот момент именно во вновь образовавшееся княжество.
Уже находясь на территории Финляндского княжества, император, посетив 10 августа город Сортавала, оттуда совершил поездку на о. Валаам, где провел два дня и посетил знаменитый Валаамский монастырь. Путешествие по Ладожскому озеру и сегодня никак нельзя назвать безопасным, а уж в XIX веке оно вообще представлялось многим сродни подвигу (так как озеро по своим размерам вполне сравнимо с морем и очень неспокойное), но император совершил эту поездку на небольшой монастырской сойме в сопровождении лишь одного монаха и своего камердинера, а сама Ладога была достаточно бурной и неспокойной. На вопрос государя, а можно ли вообще в такую погоду выезжать, монах ответил: «И в худшую погоду плавали, Ваше Величество, с помощью Божией».
Пребывая в монастыре, император осмотрел Спасо-Перображенский собор, посетил нижнюю церковь, освященную во имя преподобных Сергия и Германа (которые являются основателями Валаамского монастыря), где приложился к раке с мощами чудотворцев, посетил церковь Петра и Павла, пил чай в келье у игумена и совершил прогулку по острову в сопровождении игумена.
По воспоминаниям монахов - современников этого события, государь вел себя очень скромно (так еще до его приезда монастырь получил от имени Государя распоряжение «никаких церемоний не делать»), и даже службы проводились в храме по обычному порядку (а не сдвигались и не сокращались, как это часто бывало, при приезде высоких гостей). Император посетил также пустыньку одного из валаамских монахов-отшельников (схимонаха Николая), вел он себя при этом как благочестивый скромный паломник. Старец угостил императора репой, выращенной на его небольшом огородике, и Александр, когда не обнаружилось ножа, чтобы эту репу очистить, сказал: «Я солдат и съем по-солдатски», после чего вытер грязь с корнеплода о лосины и стал чистить кожуру с репы зубами.
Память о том, что Валаам посетил сам победитель Наполеона, увековечена была в монастыре на гранитной плите. И сам император не забывал это место, ведь именно в период его царствования самому монастырю в 1822 году был дарован статус монастыря первого класса, а в Петербурге было открыто монастырское подворье.
Кузнецова Наталья